28 лет производству
Салоны:
С 10:00 до 20:00 без выходных
С 10:00 до 20:00 без выходных
Единый номер
Бесплатно по России

Русский бильярд. Пирамида. Общие правила игры

1. Виды игры

ФБСР организует и проводит соревнования по следующим видам Пирамиды:

1. Пирамида свободная.
2. Пирамида комбинированная.
3. Пирамида  динамичная.
4. Пирамида  классическая.

2. Столы, шары и оборудование

Спортивные бильярдные игры проводятся на столах, имеющих разметку основных линий и точек комплектом из шестнадцати шаров с использованием киев, машинок, мелков, соответствующих стандартам ФБСР.

Шары, которыми ведется игра, маркированы. Пятнадцать из них белого цвета, они могут иметь собственные номера с первого по пятнадцатый. Шестнадцатый шар отличается от остальных цветом (как правило, жёлтый), он не имеет номера и используется всегда при начальном ударе как "биток".

В комплект оборудования для игры могут входить: удлиненные и укороченные машинки и кии, полки для расстановки забитых шаров, суконные и льняные салфетки для протирания киев, шаров и рук, и др. Для замеров на столе игрокам разрешается использовать только кий, нанесение дополнительных разметок на столе запрещается.
Кроме этого для игроков должны быть оборудованы индивидуальные места в зоне игрового стола для наблюдения за игрой соперника и отдыха в процессе игры.

3. Исходное положение шаров на столе

Перед началом встречи пятнадцать прицельных шаров устанавливаются на игровой поверхности стола с помощью треугольника в пирамиду. Шары располагаются вплотную друг к другу в соответствии с правилами конкретной игры.

Передний (головной шар) пирамиды располагается на задней точке стола, а основание пирамиды устанавливается параллельно линии заднего борта.

Шестнадцатый шар (биток) располагается в «доме».

Положение шара на столе определяется точкой касания шара игровой поверхности стола.
Шар, расположенный на линии «дома», считается вне «дома».

Средняя линия не является частью ни одной половины стола. Если шар расположен на средней линии, то он считается на противоположной стороне стола, откуда производится удар.

4. Удар по битку

Удар по битку должен производиться только наклейкой кия в направлении его продольной        оси, при этом хотя бы одна нога игрока должна касаться пола.

Началом удара считается момент соприкосновения наклейки кия и битка, вследствие которого биток приходит в движение,  а окончанием удара – остановка движения всех шаров на игровой поверхности стола.
Вращающийся на месте шар считается движущимся.

Очередной удар по битку разрешается наносить только тогда, когда все шары на столе прекратили  движение после предшествующего удара, а также на стол выставлены или сняты шары, в соответствии с правилами игры.
Удар кием по битку должен исключать контакт наклейки кия с битком в момент его соприкосновения с прицельным шаром (двойной удар, пропих, нажим), а также касание битка наклейкой кия более одного раза.
Удар по битку, когда он соприкасается с прицельным шаром, можно наносить кием под углом не менее 45 градусов  к линии центров этих шаров.

При ударе по близко стоящим шарам (на расстоянии менее размера грани стандартного кубика мела) биток после соударения с прицельным шаром своей поверхностью не должен проходить далее центра прицельного шара в исходном положении перед ударом.
Перебрасывание битка через блокирующие прицельные шары ударом наклейки кия в нижнюю часть сферы битка не допускается, за это налагается штраф. Разрешается специальный удар с подскоком - "джамп", когда удар по битку производится наклейкой кия в верхнюю часть сферы шара.  

5. Удар битком по прицельному шару

Удар битком по прицельному шару может производиться как напрямую, так и от борта или нескольких бортов. Обязательным условием правильного удара является соударение (касание) битка и прицельного шара. Все события для оценки правильности удара битка по прицельному шару рассматриваются  после соударения битка и прицельного шара.

Удар битком по прицельному шару считается правильным, если выполнено хотя бы одно из следующих условий: после  удара битка по прицельному шару любой из шаров:
-         упал в лузу, кроме битка в игре "Пирамида  классическая";
-         коснулся двух разных бортов или после касания борта довел до второго борта любой другой шар (коснулся бортового шара);
-         коснулся борта и перекатился через среднюю линию стола или перекатил через неё любой другой шар;
-         перекатился через среднюю линию стола и коснулся борта или довёл до борта любой другой шар (коснулся бортового шара).

Удар битком по прицельному шару, который касается борта, засчитывается и как удар по прицельному шару, и как касание битком борта. Игрок, делающий такой удар, обязан объявить судье (сопернику) - "удар по бортовому шару". Судья (соперник) должен убедиться в этом и учесть это обстоятельство при оценке правильности удара по прицельному шару. Если "удар по бортовому шару" не объявлен, то считается, что прицельный шар не касался борта.

Удар битком в сторону от соприкасающегося прицельного шара не засчитывается как игра по этому шару. При ударе по линии близкой к касательной этим шарам прицельный шар должен обязательно переместиться, иначе удар квалифицируется как штрафной.

6. Начальный удар и его розыгрыш

В качестве битка при начальном ударе во всех играх Пирамиды используется шар, отличающийся от остальных цветом. Биток считается введенным в игру после удара по нему из исходного положения наклейкой кия.

Игрока, которому надлежит первым произвести начальный удар во встрече, определяет тот из двух соперников, который выиграет розыгрыш перед началом первой партии. Далее до конца встречи соблюдается очередность.

Розыгрыш производится по следующей процедуре:
Соперники располагаются у переднего борта стола по разные стороны от осевой линии. Они используют при розыгрыше только свою половину стола, ограниченную: длинным бортом, осевой линией и передним и задним бортами.
По команде судьи они производят удар «с руки из дома», посылая шар дуплетом от заднего борта к переднему. Касание переднего борта при этом не обязательно.

Розыгрыш выигрывает тот игрок, чей шар остановится ближе к переднему борту, именно он и определяет – кто производит «начальный удар».

Розыгрыш считается проигранным, если шар:
-     не коснулся заднего борта;
-     зашел на половину соперника или коснулся длинного борта;
-     упал в лузу или выскочил за борт.

Розыгрыш повторяется, если оба соперника нарушат правила розыгрыша или их шары остановятся на одинаковом расстоянии от переднего борта.

Розыгрыш заканчивается, как только один из игроков выполнит эту процедуру без ошибки или выиграет розыгрыш.

Начальный удар не является заказным, он производится ударом битка «с руки из дома» по прицельным шарам, установленным в исходное положение. Шары, упавшие в лузы при начальном ударе, кроме битка в "Пирамиде классической", засчитываются и дают право продолжить игру из сложившейся позиции.

При начальном ударе должно быть выполнено хотя бы одно обязательное условие: после удара битка по прицельному шару (шарам):
а) любой из  шаров упал в лузу, кроме битка в игре "Пирамида классическая";
б) не менее трёх прицельных  шаров  коснулись  борта (бортов);  
в) два прицельных шара коснулись борта (бортов) и при этом любой прицельный шар перекатился через среднюю линию стола.

Если вследствие начального удара соблюдены, предъявляемые к нему условия, но ни один из шаров не упал в лузу, то в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Если условия начального удара не соблюдены или имели место другие нарушения, то на игрока налагается штраф, а его соперник имеет право:
-  принять сложившуюся позицию шаров на столе и сам продолжить игру;
-  заставить нарушителя произвести следующий удар из этой позиции;
-  установить исходное положение шаров на столе и сам произвести начальный удар;
-  заставить нарушителя произвести начальный удар из исходного положения еще раз.

Если начальный удар повторяется после штрафного начального удара из исходного положения, то шар со стола на полку за штраф снимается после правильного завершения начального удара.

7. Игра «с руки из дома»

При игре «с руки из дома» нельзя располагать биток на линии "дома". Игрок при этом может играть любой шар, расположенный вне «дома», и  в любую лузу. Если игрок намерен сыграть шар, расположенный в "доме", то, перед первым касанием с этим шаром, биток должен сначала коснуться шара или борта, расположенных вне "дома".

Если игрок при подготовке к удару устанавливает биток на линии "дома", или выносит его за линию, судья (соперник) должны предупредить игрока о нарушении правила удара из "дома". Игрок при этом обязан установить шар в "доме". Если он игнорирует предупреждение и делает удар из такой позиции, ему объявляется штраф. Если предупреждения не последовало, то удар из "дома" считается выполненным правильно.

8. Сыгранные, выскочившие и зависшие шары

Шар считается сыгранным (забитым), если вследствие удара он падает в лузу и остается там.
Шар, покинувший игровое поле стола вследствие удара, считается выскочившим. Шары, выскочившие из лузы на игровую поверхность стола, считаются не сыгранными и остаются в игре.

Если выскочивший шар отразился от предмета, не являющегося элементом стола (мел, машинка, осветительный прибор и др.) и возвратился на стол, то он также считается выскочившим. Игра при этом продолжается из сложившейся позиции.  
Если за борт выскакивает прицельный шар или несколько шаров, или они забиты с нарушением правил игры, то эти шары выставляются на точку  №3, а если она занята, или нужно выставить несколько шаров, то на линию возврата (линию от этой точки до центра заднего борта).

Если в процессе игры биток выскакивает за борт, или забит в лузу, и им предусматривается продолжение игры, то он вводится в игру ударом «с руки», в соответствии с правилами конкретной игры.

Если правилами предусматривается продолжение игры "с руки из дома", а все прицельные шары окажутся при этом в «доме», то «дом» переносится для очередного удара на противоположную сторону стола - симметрично стандартному положению. Удар битком производится оттуда аналогичным образом.

Шары, остановившиеся (зависшие) в створе лузы, но упавшие затем в нее до прекращения движения  всех других шаров на столе, считаются сыгранными.

Шары, зависшие в лузе и упавшие в нее после прекращения движения всех шаров на столе, как правило, вследствие внешнего воздействия, возвращаются на место в створ лузы.

9. Выставление шаров на стол и снятие шаров со стола в процессе игры

При выставлении шаров на стол и снятии шаров со стола в процессе игры, когда это предусмотрено правилами, игрок не должен касаться других шаров на игровой поверхности стола, в противном случае на игрока налагается штраф.
Если снятие или выставление шаров затруднено, из-за близко расположенных других шаров, игрок должен пригласить для этой процедуры судью.

Если судья коснётся или переместит шары на столе в процессе выставления или снятия шаров, то он должен восстановить их положение с максимальной точностью. Действия судьи при этом оспариваться не могут.

10. Вмешательство в игру постороннего

Организатор соревнования и судьи должны обеспечивать условия, исключающие возможность вмешательства в игру посторонних лиц, а если такое происходит, то действовать при этом незамедлительно в  соответствии с Правилами.
Если вследствие вмешательства в игру постороннего, шары на столе приходят в движение, то позиция шаров восстанавливается и игра продолжается на общих основаниях. Штраф на игроков при этом не налагается.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду и игра продолжается «с руки из дома» по правилам «начального удара». При этом предусматривается розыгрыш начального удара.

Решение на эти действия принимает судья.

Аналогичным образом судьи действуют и при чрезвычайных ситуациях (аварии, ветре, сотрясении бильярдного стола и др.).

11. Вмешательство в игру соперника

Вмешательством в игру соперника считаются действия или слова, оказывающие влияние на результат спортивной борьбы.

Судьи обязаны решительно пресекать вмешательство в игру соперника и предупреждать игроков при этом о "неспортивном поведении".

Если соперник переместит положение шара (шаров) на столе, то их положение восстанавливается, виновному в этом объявляется штраф.

Если восстановить положение шаров оказывается невозможным, то положение в партии фиксируется текущим счетом, а оставшиеся на столе прицельные шары устанавливаются в пирамиду. Игра продолжается «с руки из дома» по правилу «начального удара». Решение на «начальный удар» в этом случае принимает соперник нарушителя.

Если соперник остановит или помешает движению шара в сторону лузы, то шар при этом считается сыгранным, а виновному объявляется штраф.

12. Штрафы

За нарушение Правил игры с игроков взимается  штраф. Это или снятие шара со стола на полку  соперника игрока-нарушителя или перерасчет текущего счета очков для игры «Пирамида классическая». Шар при этом снимает соперник игрока-нарушителя после выставления на стол всех, предусмотренных правилами, шаров.

Если при выполнении одного удара игрок совершает несколько нарушений – штраф берется в одинарном размере.
Шары, упавшие в лузы при штрафном ударе в промежутке от начала до завершения удара, не засчитываются и выставляются на точку №3 и линию возврата. Если нарушение правил, предусматривающие штраф, произошло после завершения удара, то забитый шар засчитывается, а штрафные санкции сохраняются.

Если при штрафном ударе биток покидает игровое поле стола и им предусмотрено продолжение игры, то она продолжается в соответствии с правилами конкретной игры.

По выставленным шарам и ими можно играть сразу после выставления, если это не противоречит правилам  конкретного  вида игры.

Штрафы налагаются в следующих случаях:
1.При выскакивании любого шара за пределы игровой поверхности стола.
2.При касании любого шара на столе: одеждой, машинкой, мелом и пр.…
3.При неправильном ударе по битку.
4.При неправильном ударе по прицельному шару.
5.При неправильном начальном ударе.
6.При неправильном ударе «с руки».
7.При неправильном ударе по соприкасающимся и близко стоящим шарам.
8.При замедленной игре.
9.При вмешательстве в игру соперника с перемещением шара (шаров).

После штрафа соперник игрока-нарушителя имеет право продолжить игру сам или заставить нарушителя продолжить игру.

13. Пассивная и замедленная игра

Если в процессе игры после серии ударов (более трех раз подряд обоими игроками) позиция прицельных шаров на столе принципиально не изменяется и  это ведет к затягиванию времени игры, судья может приостановить игру и продолжить её из исходного положения. Перед этим он предупреждает игроков о пассивном ведении игры.

Судья при этом расставляет все оставшиеся прицельные шары на столе в форме пирамиды в исходное положение (по возможности симметрично) и продолжает игру «с руки из дома» по правилу «начального удара». При установке пирамиды не заполняется её основание, головной шар располагается на третьей точке. Если прицельных шаров, которые ставятся в пирамиду, менее четырёх, то при начальном ударе при этом достаточным является доведение до борта одного прицельного шара. Игрок, выигравший розыгрыш, определяет - кто производит этот удар.

Если игрок на подготовку и выполнение ударов затрачивает много времени и затягивает игру, то судья (соперник) может потребовать контроль игрового времени. На подготовку и выполнение ударов при этом игрокам представляется не более 45 секунд. Время засекается судьей по секундомеру после полной остановки шаров на столе. В течение партии игрок может взять один раз дополнительное время с уведомлением судьи на оценку позиции - 45 секунд и общее время этой паузы не должно превышать 90 секунд.

Если игрок не укладывается в отпущенное время, судья подает команду «Стоп!», право удара переходит к сопернику. Позиция шаров при этом сохраняется, а на нарушителя налагается штраф.

14. Игры с ограничением времени встречи

Игры в Пирамиду могут проводиться с ограничением времени встречи или партий. Условия ограничения времени определяются в Положении о соревновании. При этом возможны два варианта проведения соревнований.

Первый вариант:   Встреча проводится до определённого количества побед в партиях, но при этом устанавливается время продолжительности встречи.

Если к исходу отведённого времени ни один из соперников не выиграл оговоренного количества партий, то  победителем объявляется игрок, у которого больше побед в партиях на момент окончания времени встречи. Если на этот момент счёт по партиям равен, то победитель определяется по количеству забитых шаров (очков) в последней партии на момент окончания времени встречи.

Второй вариант: Встреча состоит из серии партий по правилам конкретных пирамидных игр. Каждая партия ограничивается временем.

Если при розыгрыше партии в заданное время ни один из игроков не забивает необходимого количества шаров (очков) для победы, то победа в партии присуждается по текущему счёту на момент окончания времени, отведённого на партию.
Победителем встречи объявляется игрок, который первым выиграет обусловленное количество партий.

Контроль игрового времени возлагается на судейскую коллегию и осуществляется с помощью секундомера или специальных часов со звуковым сигналом. В процессе встречи строго фиксируется именно игровое время, из которого исключаются перерывы на нужды игроков и разъяснения и действия судей по игровым ситуациям.
Предыдущая статья Бильярдный спорт. Единая всероссийская спортивная классификация
Следующая статья Русский бильярд. Правила пирамидных игр - пирамида свободная, пирамида комбинированная, пирамида динамичная и пирамида классическая