28 лет производству
Салоны:
С 10:00 до 20:00 без выходных
С 10:00 до 20:00 без выходных
Единый номер
Бесплатно по России

Эльдар Рязанов. От «сухой» ушёл

Со знаменитым кинорежиссером Эльдаром Рязановым, представлять которого не нужно даже за рубежом, мы встретились в клубе «Кино». Он охотно согласился побеседовать о бильярде, упомянув, что в его последней картине «Тихие омуты» присутствует целая бильярдная история. Но наш разговор начался не о кинематографе, а о бильярде в жизни мэтра отечественного кино.

- Бильярд в Вашей жизни. Как он возник, с чего начинался?
- Бильярдный стол у меня появился, когда мне было лет 11. Его купила мне мама. Он был с железными шарами и размером примерно метра на полметра. Или что-то в этом духе. Даже, может быть, чуть меньше – мне сейчас трудно представить. Этот бильярдный стол я освоил так, что если разбивал первый, то забивал восемь шаров подряд. Но так длилось недолго. Наступили тяжелые военные годы. А когда война закончилась, и мы вернулись из эвакуации, было уже не до этого. Долгие годы учебы в институте не позволяли мне играть, к тому же начал работать и времени практически не оставалось. Уже где-то в 1955-56 годах я оказался в Доме отдыха, где стоял большой бильярдный стол. Он был не с костяными шарами, а с пластмассовыми. И когда я попытался к нему подойти, то ощутил, что все совсем другое. Но навыки игры за маленьким столом у меня остались, и я постепенно стал привыкать к «большой» игре. Другое дело, что постоянно играть на бильярде - не было времени. Разве что - в отпуске. Потом уже я играл в Доме творчества в Болшево. Там среди кинематографистов были хорошие игроки.

- Кто из них выделялся за бильярдным столом?
- Например, знаменитый Борис Барнет, режиссер старшего поколения. Он появлялся редко, но играл очень красиво. Был целый ряд талантливых бильярдистов. Но я, в отличие от многих, не выделялся. В Доме кино я играл всего пару раз. А там собиралась своя бильярдная публика - завсегдатаи, игравшие на деньги. Но я все же любил бильярд, и мне нравилось наблюдать за игрой. Лет 15 назад я купил хороший бильярдный стол. Он небольшой, примерно метр на два. Но и такие маленькие размеры стола не позволяли мне его установить. Он долго стоял в гараже, на даче, прислоненный к стенке. И только приблизительно в 1996 году я специально утеплил террасу и установил там бильярдный стол. Но играть было практически не с кем. Моим партнером тогда был талантливый артист Зиновий Гердт, который жил по соседству. Еще приезжал Григорий Горин, который играл гораздо лучше меня.

- Так все же чем Вас увлек бильярд?
- Бильярд с моей точки зрения это замечательное занятие во всех отношениях. Это спортивная игра, которая развивает и мускулатуру, и глазомер. Хорошо, когда при этом не курят, а то сразу начинает «пахнуть» не спортом, а пороком. В этой игре чувствуется азарт, но я хорошо знаю свои способности. Порой случается со мной, когда шары летят в лузы налево и направо. Это я называю «бешенством кладки». А вот иногда элементарные, легкие шары-подставки не идут. Понять это невозможно и процесс этот неуправляемый. Я с удовольствием играл бы чаще, но мешает работа. Потом у меня есть еще одно качество: я тайный, порочный азартный игрок. Если я играю даже на три рубля, то обязательно проиграю. А мне всегда хочется выиграть. Совсем другое дело, когда я играю безо всякого «интереса». Тогда я свободен, раскован и чаще выигрываю. Когда я материально не заинтересован, то играю лучше.

- В вашей последней картине «Тихие омуты» происходит целая бильярдная баталия. Как снимались эти эпизоды?
- В «Тихих омутах» действительно есть сцена игры на бильярде и даже не одна. Создать ее нам помогал президент Московской Областной Федерации бильярдного спорта Игорь Барсков. Картину мы снимали на Валдае. Игорь Александрович специально приезжал к нам, показывал как забивать шары. Даже мне удавалось положить несколько шаров в лузу. Этот фильм уже выходит на экраны, где играют такие знаменитые артисты, как Александр Абдулов, Любовь Полищук, Геннадий Хазанов. В одном из эпизодов картины наш персонаж забивает труднейший шар. Эту позицию нам показывал как раз Игорь Барсков. Получилось все только с третьего дубля. На мой взгляд, вышел очень эффектный удар, который производит впечатление.

- Остановимся на теме «бильярд и кино». Как используют другие режиссеры бильярдные эпизоды в своих картинах?
- Я помню в фильме Козенцева и Траберга «Возвращение Максима» была использована классическая сцена игры на бильярде, в которой были заняты Борис Чертков, наш «положительный» герой, пролетарий и анархист Платон Дымба, которого играл наш замечательный артист Михаил Жаров. Кстати, во всех эпизодах игры на бильярде их удары «исполнял» известный питерский игрок Жорж Гаев. Но тогда я этого не знал. Для меня это был своего рода бильярдный спектакль, своего рода аттракцион. Я смотрел этот фильм настолько давно, но до сих пор остаюсь под впечатлением столь великолепной игры актеров. Потом я видел американский фильм «Балтиморская пуля», где весь сюжет построен на эпизодах игры главного героя. Мне это показалось в большой степени интересным.

- А на Ваш взгляд в бильярде есть драматургия?
- В бильярде есть своя драматургия, не только в жизни. В фильме через призму бильярда это очень трудно передать, поскольку нельзя показать всю квинтэссенцию, все значимые моменты, которые могут произойти во время игры. Поэтому в кино обычно показывают только самые выигрышные, самые интересные эпизоды. Можно сказать моменты наслаждения.

- Вы испытываете наслаждение от игры?
- Когда человек кладет трудный шар, даже если это твой соперник. Вообще есть целый ряд прибауток. Например, если я забиваю свой первый шар в партии, то обычно говорю: «От «сухой» ушел!». Даже говорю это, когда играю заведомо лучше партнера. У меня есть целый ряд бильярдных словечек и выражений, но вспоминаю их только во время игры.

- Часто ли Вы играете на бильярде?
К сожалению, не очень, поскольку у меня настолько напряженный график съемок, что для игры не остается времени - столько, сколько хотелось бы и сколько требует эта замечательная игра, чтобы добиться в ней действительно каких-то высот. Играю только с близкими друзьями. Мне не интересно играть с профессионалами. Для меня бильярд это прежде всего удовольствие.

Интервью: Анатолий Базунов
Материал журнала «Бильярд»
Предыдущая статья Сергей Никоненко. Бильярд это не шахматы, здесь думать надо
Следующая статья Эмиль Мударисов. Меня невозможно было оторвать от бильярда