На практике при определении точки прицеливания необходимо учитывать такие факторы, как упругость борта, точка нанесения удара по битку и, следовательно, его вращение, скорость шара и т.д. Рассмотрим эти факторы поподробнее.
Борт. На практике борта не обладают такой же отражающей способностью, как зеркало в случае со светом. Таким образом, закон о равенстве угла падения и угла отражения не абсолютно верен на бильярде (но очень близок к этому). Шар после удара о борт приобретает вращательное движение и немного отклоняется от предполагаемой траектории движения. И это необходимо учитывать, т.е. целиться в точку, находящуюся чуть ближе к битку (на рисунке эта точка должна быть левее точки прицеливания). Мы определили точку прицеливания, находящуюся на линии борта. Перенесем ее на линию соединяющую "бриллианты". Этого будет достаточно, чтобы скомпенсировать влияние борта на удар.
Шары. В вышеперечисленных примерах мы оперировали понятиями как "точка". На практике бильярдные шары не являются точками. Они имеют относительно не маленький диаметр (от 57,2 мм до 68мм.). В качестве иллюстрации рассмотрим пример на рисунке справа. Шары находятся недалеко от борта. Если мы будем целиться в заданную точку, касание битка с бортом произойдет немного левее (если быть точным, на расстоянии равном половине диаметра шара) предполагаемой точки. Это можно нивелировать, если целиться в точку находящуюся на линии "бриллиантов" (см. предыдущий абзац) если шары находятся на достаточном удалении. В нашем случае прицельный шар находится относительно близко к борту. Выход следующий: смещаем точку прицеливания ближе вдоль борта по направлению к битку на половину диаметра шара. И не забудьте скомпенсировать влияние борта (см. предыдущий абзац).
Точка нанесения удара по битку. Придавая битку поступательное, вращательное или комбинированное движение, он отразится от борта под разным углом. При исполнении абриколя обычно используют легкий накат, чтобы шар катился естественным образом, а не был закручен или подрезан, иначе при ударе о борт угол отражения не будет естественным. Сильный накат увеличит отклонение от траектории. Это отклонение можно скомпенсировать более близким прицелом. Оттяжка отклонит шар после удара о борт в противоположную сторону, по направлению к вам. Это можно скомпенсировать, перенеся точку прицела чуть дальше. Любой боковик наиболее зрительно заметен при ударах от борта. Абриколь сложнее дуплета в данном случае хотя бы только из-за того, что при исполнении абриколя шар получает случайное боковое вращательное движение. Боковик накатом (в нашем случае верхний правый боковик и красная линия на рисунке) это естественное вращение, которое получает биток при ударе о борт под углом. Такой боковик хорош при исполнении триплета и труабана. В нашем случае шар после удара уходит дальше вдоль борта и ближе к нему. Этот эффект можно скомпенсировать более близким прицелом. Левый боковик (синяя траектория на рисунке) придает шару не естественное вращение. Шар после удара о борт уходит ближе к вам. Соответственно скомпенсировать его можно более далеким прицелом.
Скорость шара. Как уже было сказано, при исполнении абриколя обычно используют легкий накат. Более сильный удар уменьшит угол отражения (как оттяжка и левый боковик в примерах выше). Это происходит потому, что с момента удара до момента удара о борт биток скользит по сукну и не приобретает естественного вращения. В момент удара о борт последний не только отражает биток, но и сжимается (в нашем случае вправо). Когда борт выпрямляется, он сообщает битку обратное движение (см. рисунок).
При написании использовалась рекомендации и материалы
Джима Лоя (Jim Loy), Вилли Хоупа (Willie Hope), Eric Perreault,
А.Л. Лошакова, А.И. Балина