28 лет производству
Салоны:
С 10:00 до 20:00 без выходных
С 10:00 до 20:00 без выходных
Единый номер
Бесплатно по России

Вилли Хопп. Как играть карамболь от трех бортов

Автор - Вилли Хопп. Перевод статьи из журнала "Популярная механика" от 1942 года.

Краткая историческая справка об авторе:
Виллиам Фредерик Хопп, 1887-1959г.г.- общепризнанный лучший
игрок на бильярде своего времени. Родился в городе Корнвэл,
округ Нью-Йорк. Начал играть с раннего возраста и до
своей первой победы на мировом чемпионате 1906 года
в Париже давал представления. Позже выиграл большое
количество турниров по карамболю от трех бортов и
замысловатым партиям "Кадре". К моменту его ухода из бильярдного
спорта в 1952 году и выиграв 12-ый мировой чемпионат по
карамболю от трех бортов он имел 51 мировой бильярдный
титул за участие в 46 турнирах. Написал две книги:
"Тридцать лет игры на бильярде" в 1925г. (Thirty Years of Billiards)
и "Игра на бильярде, какая она должна быть"
(Billiards as It Should Be Played) в 1941г.

Почитатели карамболя от трех бортов живут дольше остальных людей. Подобно любителям шахмат они настолько концентрируются на игре, что забывают о трудностях на работе, всякого рода проблемах в их жизни и тому подобных вещах. Через игру они учатся расслабляться и получать удовольствие от самого факта игры.
Около 10 000 000 людей играют в бильярд и большая часть из них предпочитает карамболь, игру, которая определенно является отражением науки на зеленом сукне. Математика, а в частности геометрия, вот та наука, на которой строится эта игра. Однако пускай это вас не пугает, если вы подумываете о том, чтобы научится играть в эту замечательную игру. Я лично знаю большое количество людей, которые достигли высот на карамбольном бильярде и при этом никогда не изучали математику. Они лишь имели богатый опыт игры и "чувствовали" угол, под которым шар отразится от борта в той или иной ситуации. Более того, если вы решите повысить ваш уровень игры, применив научные знания, все, что от вас потребуется так это изучить бриллиантовую систему и позволить этим маркерам на бортах бильярдного стола сослужить роль маяков во время нанесения удара.
Я играл на бильярде, по меньшей мере, лет десять, прежде чем изучил и стал использовать бриллиантовую систему. Конечно, я увлекся игрой в значительно более раннем возрасте по сравнению с большинством любителей бильярда. Мне было пять лет, когда я впервые сыграл партию на лузном бильярде. Мой отец, будучи отличным игроком, владел небольшим отелем в городке Корнвэл-на-Хадсоне, в пятидесяти милях от Нью-Йорка. Там было несколько карамбольных и лузных столов, на которых отец учил меня основам бильярда, когда посетителей было мало. Когда мне было девять, я уже довольно сносно играл.
Никогда не забуду один случай, который произошел со мной, когда я еще бегал в коротких штанишках. Один заезжий коммивояжер однажды остановился в нашем отеле и увидел, как я тренировался у бильярда. "Я сейчас не занят, малыш," сказал он, "и я бы с удовольствием сыграл с тобой, даю тебе небольшую фору". Я согласился. Он разбил пирамиду, но не забил заказанный шар. Я подошел к столу и забил все 15 шаров без единого промаха. Коммивояжер выходил из отеля бормоча: "Что за город?! Я неплохо играю на бильярде, но даже мальчишка меня уделал".
Спустя несколько лет я решил, что бильярд должен стать моей профессией и устроился на работу в компанию "Брансвик-Бэлк-Коллендер". Только благодаря постоянному изучению бильярда и практике на протяжении 57 лет я был в состоянии выиграть большинство мировых бильярдных чемпионатов: карамболь от трех бортов, balkline 18.1 или партия "кадре" 18.1, кадре 18.2, кадре 14.1, кадре 17.2 (Balkline или партия "кадре" - разновидность бильярдной игры, популярной в то время. На столе наносилась разметка в виде прямоугольников или др.. Когда оба "чужих" находятся в одном и том же прямоугольнике возможности для удара ограничиваются. Таким образом игра усложнялась, игрок должен был выбить прицельный шар из прямоугольника так, чтобы он после ударов от бортов вернулся назад. Игра потеряла свою популярность в 30-х годах. Прим. перевод.) и т.д. .

Перед тем, как объяснять принципы игры в карамболь от трех бортов и то, каким образом это может вам помочь в повышении вашего уровня игры, я объясню правила игры. При игре используются три шара: один красный и два белых. Один из белых помечается с двух сторон черной точкой, чтобы можно было отличить от второго белого. Каждый из игроков выбирает свой биток из двух белых. Для того, чтобы заработать очко биток должен отразиться от трех и более бортов, перед тем, как завершить карамболь. Под "завершить карамболь" я подразумеваю столкновение битка с остальными двумя шарами. Если вы играли трех- или пятишаровую партию или имеете опыт на пуле, для вас будет не сложно научиться этой игре ЕСЛИ вы изучите и будете применять на практике семь основных базовых элемента, которые я собираюсь рассмотреть ниже. Семь элементов это:

1) Положение у стола (игровая стойка);
2) Хват кия;
3) Мост (кистевой упор), то как вы удерживаете кий со стороны наконечника;
4) Удар по битку;
5) Сопровождение битка кием;
6) Применение подкрутки;
7) Сила и скорость.

Ваше положение у бильярдного стола, т.е. игровая стойка должна быть естественна и уверенная. Вы должны себя чувствовать удобно и расслабленно в том положении, когда вы готовитесь и исполняете удар. Встаньте прямо, ноги немного расставлены, левая нога чуть впереди, для придания устойчивости. Я ставлю ноги на расстоянии около 50 см. Отмечу, что все рекомендации в этой статье даны для правшей. Когда вы наклоняетесь для нанесения удара, держите голову над кием на линии предполагаемого удара. Ваша правая рука от кисти до локтя должна двигаться свободно, как бы отдельно от тела. Левая рука выпрямлена, и кисть находится на сукне, сформировав мост (кистевой упор) для удержания шафта. Турняк кия лишь придерживаете большим и указательным пальцем. Хват кия должен быть легким и в то же время достаточным, чтобы кий не выпал во время удара. Средний палец у хорошего игрока лишь иногда слегка касается турняка. Держите кий как можно ближе к центру тяжести. Не держите кий "мертвой" хваткой.

Существует различные виды кистевого упора, используемые профессиональными игроками. Их разнообразие объясняется в основном длиной пальцев игрока. Но общепринятый упор "тренога" является базовым. Вот метод из четырех шагов, который я бы вам порекомендовал для формирования вами кистевого упора:
1. Положите левую руку на стол, запястье должно быть прижато к сукну;
2. Согните указательный палец так, чтобы его верхняя фаланга находилась у большого пальца, образуя петлю;
3. Разместите наконечник кия в углублении между указательным и большим пальцем;
4. Продвиньте шаф в "петлю", образованную большим и указательным пальцем.

Теперь, чтобы сформировать общепринятый "треножный" упор, который я использую и рекомендую для карамболя от трех бортов, приподнимите запястье, перенеся опору на большой палец, подогнутый средний, безымянный, и мизинец. Вы сразу почувствуете, насколько прочен такой мост.
Следующий урок "нанесение удара". От того, как вы нанесете удар кием по битку, зависит сыграете ли вы карамболь или нет (изначально предполагая, что все углы вы просчитали правильно). Самый важный момент, который необходимо запомнить: не придавайте битку слишком сильную подкрутку. Любой, кто наблюдал за игрой новичков и мастеров, наверное обратил внимание, что новички часто используют максимальную боковую подкрутку и при этом "мажут". Опытные же игроки стараются использовать в основном минимальную боковую подкрутку.

Стандартный бильярдный шар имеет 2 3/8 дюйма в диаметре. Представьте себе круг размером около 25 мм. в центре обращенной к вам стороны шара. Отметьте для себя, этот круг постоянно находится в этом месте. Никогда не наносите удар вне пределов этого круга, вы увидите, как существенно повысится ваш уровень игры. Хочется особо подчеркнуть этот момент. При таком подходе шансы для кикса сводятся к нулю. Вы наверняка часто видели, как игрок вроде бы правильно целится, но после удара бито уходит вправо или влево. Зачастую это происходит из-за того, что удар был нанесен в точку вне вышеуказанного круга.

При выполнении наката, когда биток продолжает движение в том же направлении, что и прицельный шар, наносите удар в верхнюю область вышеобозначенного круга. При исполнении оттяжки, когда биток возвращается назад после столкновения с чужим, удар должен приходиться в нижнюю часть круга. Боковые удары также наносите в правую или левую часть, но в пределах круга.

Начиная говорить о сопровождении битка кием, отмечу, что всякий раз, когда я вижу игрока, который наносит плавный, равномерный удар с хорошим сопровождением битка, я уже знаю, что наблюдаю за игрой хорошего игрока, либо, по крайней мере, он в скором времени точно таким станет. Чтобы добиться плавного удара вам необходимо контролировать кий после его соприкосновения с битком. Старайтесь держать кий максимально параллельно плоскости стола. Сопровождайте биток вне зависимости от того, какой удар вы наносите, с подкруткой или без. Держите кий на линии прицеливания и не убирайте левую руку с сукна до завершения удара. Никогда не допускайте какого-либо колебания кия во время и после удара. При выполнении любого боковика не допускайте отклонения наклейки кия вправо или влево от намеченной точки.

От силы удара, которая безусловно определяет скорость битка, зачастую зависит сможете ли вы выиграть партию или нет. От скорости битка же во многом зависит и поведение прицельного шара после их столкновения. К примеру, после очень сильного удара ваш биток (после соприкосновения с прицельным шаром) проследует по траектории с меньшим (на бильярде еще говорят коротким) углом отражения по сравнению с тем, если бы удар был не таким сильным. Это происходит еще и потому, что биток на большой скорости не может передать значительную часть бокового вращения при столкновении. Игровой опыт и тренировки покажут, какой силы удар необходимо наносить в той или иной ситуации, а пока используйте сильные удары, если требуется сократить угол отражения и удары небольшой силы, если угол предполагается большой.

Для того, чтобы достигнуть высот в карамболе от трех бортов ( и не только. прим. перевод.) вам необходимо изучить все вышесказанные основы и отработать все на практических упражнениях настолько, чтобы все вышеописанное у вас получалось автоматически.

Следующий шаг, вам необходимо приобрести опыт в представлении и определении углов, по которым отражаются шары в карамболе от трех бортов. Постарайтесь понаблюдать за игрой мастеров, а затем воплотить подобные удары на практике. Так делают большинство любителей. Но если вы не хотите ломать голову над догадками и полагаться на интуицию в процессе тренировок, изучите бриллиантовую систему. Однако для того чтобы исчерпывающе объяснить бриллиантовую систему "Популярной механике" придется отдать весь номер под объяснения. Этой теме я посвятил целую главу в своей книге "Игра на бильярде, какая она должна быть" (Billiards As It Should Be Played). В этой главе я постарался максимально полно осветить бриллиантовую систему, чтобы у вас не осталось вопросов после прочтения.

В двух словах это математическая система, основанная на специальных отметках на бортах бильярдного стола - бриллиантах, и предназначенная для определения правильного угла отражения при ударе. Каждый бриллиант имеет два цифровых значения - исходное и прицельное число, которые необходимо запомнить. Эти числа не жестко закреплены за каждым бриллиантом и меняются в зависимости от конкретной игровой ситуации. Отсчет бриллиантов всегда нужно начинать с противоположного от вас борта. Хорошо. Допустим, вы хорошо запомнили исходные и прицельные числа и соответствующие бриллианты. Следующий шаг - понять, что между бриллиантами существует взаимосвязь, когда вы целитесь в один из бриллиантов и биток находиться у борта у определенного бриллианта, он отразится к какому-то другому на коротком либо длинном борту. При постоянной силе удара биток будет следовать по этой траектории от удара к удару, т.е. всегда двигаться по данному пути. Другими словами это значит, что вы можете математически определять траекторию движения шара. Я признаю, что все это и звучит довольно сложно и требует определенной практики. Однако вам никогда не добиться успеха в карамболе от трех бортов, просто перекатывая бессистемно шары на бильярдном столе. Если вы на самом деле хотите изучить бриллиантовую систему, будьте готовы к упорному изучению и регулярным тренировкам.

В заключение хочется сказать, что и без изучения данной системы игра на бильярде остается отличным времяпровождением.

Благодарим Мардж Крик (Margie Krick) из новостной конференции rec.sport.billiard за предоставленный оригинальный текст статьи.

Предыдущая статья Упражнение. Истинная точка прицела
Следующая статья Упражнение. Корректируем удары от борта